Чем вдохновляется редактор

В чате редакторской Мастерской задали вопрос: ребята, а чем вы вдохновляетесь и поддерживаете себя в редакторском тонусе? Предполагается, что есть какие-то книги, каналы или видосы, которые ты смотришь, когда нет вдохновения, и оно такое хренакс! — и появляется.

Но это всё фигня. У меня, по крайней мере, у вас — не знаю.

Мотивация

Может показаться, что редактор сидит такой, думает, редачит что-то и такой «Чёт у меня вдохновения нет. Надо бы вдохновиться, чтобы доделать работу. Или чтобы придумать что-то новое». Потом открывает канал, читает книжку, набирается вдохновения и идёт открылённый работать дальше. До следующего раза, видимо.

Если так, то тут явно идёт подмена понятий: вдохновение → мотивация. Работает так: я вдохновился, меня это замотивировало, пойду фигачить.

Мне в этом плане очень нравится позиция Василия Половнёва, с которым я работал в бюро Горбунова. Вася однажды сказал такое (или я это прочитал у него в канале):

Мотивация — это удел любителей, профессионалы используют дисциплину.

Поэтому, если вопрос «Чем вы вдохновляетесь» — это вопрос «Чем вы себя мотивируете», то ничем. Мне не нужно себя мотивировать, потому что я и так делаю то, что хочу. А если не хочу — делаю что-то другое, а потому возвращаюсь к тому, что не хочу и тоже делаю.

Новые идеи

Вдохновение — это когда у тебя появляется классная идея, которую ты готов делать прямо сейчас, отодвинув всё остальное. Специально вдохновлять себя — это как откладывать выполнение важных дел до Нового года, чтобы всё сделать по красоте и с чистого листа. Внешне выглядит хорошо, но на деле полная шляпа.

Вдохновения по запросу не бывает, короче.

Вместо вдохновения я замечаю и использую новые идеи. Для этого нужно:

  • тренировать насмотренность
  • понимать, что нравится
  • уметь прикидывать то, что понравилось, на себя и то, что ты делаешь
  • понимать, как устроена эта идея и можешь ли ты её повторить (и зачем)

Искусственно это не работает, это не брейншторм, когда все генерят идеи, а потом их оценивают. Но если натренировать этот навык (замечания вокруг новых идей) — то проблем с идеями вообще не будет.

Пример из жизни

Листая шорты в Ютубе наткнулся на канал «Короче, ВИ». Его ведёт чувак, который, как я понял, работает во ВсехИнструментах.ру — каждый ролик про какой-то инструмент или гаджет, который можно купить в этом интернет-магазине.

То самое видео, которое мне попалось первым:

Мне стало интересно, что происходит в остальных видео. Оказалось, что:

  • ведущему по кайфу делать эти ролики
  • снимается всё на телефон (и ещё одну допкамеру) и радиопетличку
  • каждый выпуск — про один какой-то товар
  • никто не пытается сделать вид, что он гениальный актёр — наоборот, либо ведут себя просто, либо подчёркнуто любительски
  • никто не говорит на серьёзных щщах (хотя, казалось бы, чего ждать от видосов интернет-магазина, которым надо ПРОДАВАТЬ)

То же самое делают все остальные ребята, которые идут в контент-маркетинг и продвигаются таким образом, но в их роликах нет жизни. А здесь — есть. Никто не давит купить, не вываливает характеристики, не пытается мне ничего продать. А главное — с такой подачей интересно смотреть на любую хрень.

Это — пример такой идеи-вдохновения для меня. Даже если прямо сейчас у меня в рабочих проектах нет такого, где можно применить что-то подобное, то это не мешает отложить идею в мозг и вернуться к ней потом. Или придумать что-то новое на основе этой идеи и добавить в рабочий проект. Или в свой. Или ещё что-то.

Точно так же можно вдохновляться всем, что происходит вокруг, если научиться это замечать. Но выдавливать из себя вдохновление на ровном месте или искать его, чтобы лучше работалось — это фиаско, братан.

Ещё пример из жизни

Эта статья — тоже пример такого вдохновения. Специально не вдохновлялся, оно как-то само.